Не детский разговор о детской лжи. Причины детской лжи |
||
Психология от 1 до 3
Использование ребенком лжи в виде ложной речевой информации, а именно такая ложь присуща детям в отличие от взрослых, которые кроме словесной лжи в состоянии конструировать ложь материальную, начинается тогда, когда ребенок вступает в фазу самосознания и последующей самооценки. В результате самооценки он устанавливает свои силовые возможности по сравнению с возможностями окружающих его людей. При этом оказывается, что удовлетворить свои желания с помощью силы не получается. Здесь и может прийти на выручку способность не самому подстроиться, принять за должное своё существование среди сильных, а попытаться изменить условия, в которых «Я» ребенка взаимодействует с сильными родителями или опекунами. Что же это за условия, которые пытается изменить ребенок ложью? Прежде всего, это наличие подавления личности ребенка силой - либо физической, либо её демонстрацией со стороны взрослых громким грубым голосом (криком), либо явным для ребенка ограничением его доступа к интересующему его ресурсу, в том числе доставляющему удовольствие. Ребенок, в меру своих интеллектуальных возможностей, осознает условия проявления силы в отношении него, сравнивая их с условиями, при которых эта сила не применяется. Дальше ему «остается» только изменить «плохие» условия на «хорошие» (невыгодные на выгодные). Поскольку маленькие дети еще плохо различают причинно-следственные связи, то они вполне могут полагать, что своими словами действительно могут изменить реальность. Например, если ребенок разбил тарелку, балуясь за столом, то последующее возможное отрицание этого факта, скорее всего, не является способом «перехитрить» родителя, а лишь является попыткой «изменить реальность». Ребенок уверен в том, что отказавшись от вины за разбитую тарелку, он на самом деле устранил факт такого происшествия. По мере роста и социализации ребенка расширяются условия «необходимой лжи». Конечно, когда дети уже способны четко отличать реальность от вымысла, и начинают «подозревать», что Дед Мороз – это сказка взрослых для детей, а также достаточно уверенно выделяют причинно-следственную связь в наблюдаемых ими повседневных явлениях, понимая, что то, что уже случилось, нельзя отменить словами, то ложь становится уже ложью умышленной, а не «вымышленной». Но причина лжи остается, в основном, та же – недостаток доверия к окружающим, особенно к близким людям. Поэтому «главным направлением удара» в борьбе с ложью детей должно быть неустанное расширение плацдарма доверия. |
||
Другие публикации рубрики "Психология" |
|||||
|
|||||
|
||||
Добавить комментарий |
||||
Последние темы форума | |||||
|
|||||